Наверх

Развитие трубопроводной системы

Развитие трубопроводного транспорта нефти в рамках Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года (данные представлены по состоянию на 28.10.2010 г.)

Компания ОАО «АК «Транснефть» для обеспечения развития трубопроводного транспорта и надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов реализует инвестиционные проекты и программу технического перевооружения модернизации и ремонта объектов трубопроводной системы.

В рамках инвестиционной программы за период с 2010 по 2013 год планируется построить 3539 км трубопроводов и 18 НПС. На реализацию указанной программы запланировано освоение средств в сумме 509,6 млрд.руб.

Компанией также разработана долгосрочная, на период до 2017 года, программа модернизации и ремонта объектов трубопроводного транспорта, в рамках которой планируется заменить 6872,6 км трубы, в том числе 157,6 км подводных переходов, выполнить ремонт и реконструкцию резервуаров в количестве 563 шт общей емкостью 9906 тыс.м3, выполнить реконструкцию 105 НПС с заменой технологических трубопроводов и систем автоматики.

В 2010 году на реализацию Программы планируется затратить 78,9 млрд.руб., в 2011 году – 76,9 млрд.руб. До 2017 года на реализацию Программы планируется затрачивать в среднем 78,9 млрд.руб. ежегодно.

Реализуемые в настоящее время ОАО «АК «Транснефть» инвестиционные проекты:

Трубопроводная система ВСТО-II

Трубопроводная система ВСТО-II на участке Сковородино–СМНП «Козьмино» пропускной способностью 30 млн. т/год: строительство 2046 км линейной части и 8 НПС.

Срок завершения строительства - 2014 год.

Расширение трубопроводной системы ВСТО-I

Расширение трубопроводной системы ВСТО-I с 30 до 50 млн. тонн в год: строится 5 нефтеперекачивающих станций.

Срок завершения строительства -2013 год.

Нефтепровод «Сковородино - граница КНР»

В октябре 2010 года завершено строительство нефтепровода Сковородино граница КНР, обеспечивающего поставку нефти в Китай.

В ноябре 2010 года планируется начало заполнения нефтью китайского участка трубопровода.

Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»

В Ханты-Мансийском автономном округе осуществляется строительство нефтепровода Пурпе-Самотлор, которое включает 430 км линейной части и строительство 2-х НПС.

Срок завершения строительства - 2012 год.

Балтийская трубопроводная система БТС-2

В Северо-Западном регионе осуществляется строительство нефтепровода БТС-2. Это 1000 км линейной части, строительство 2 НПС и нефтебазы в Усть-Луге.

Планируемый срок завершения строительства 2012 год.

Раздел развития трубопроводного транспорта нефти в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года разработан для уровня добычи 505 млн.тонн в год.

Генеральной схемой развития нефтяной отрасли до 2020 года предусматривается:

  • строительство и расширение пропускной способности нефтепроводов для приема нефти с новых месторождений;
  • строительство и расширение пропускной способности магистральных нефтепроводов для обеспечения увеличения поставок нефти на НПЗ;
  • расширение пропускной способности нефтепроводов для обеспечения перераспределения объемов для подачи нефти на НПЗ из магистральных нефтепроводов.

Для обеспечения приема нефти новых месторождений в систему магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» предусматривается реализация следующих проектов:

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»

Для транспортировки нефти новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края планируется строительство нефтепровода Заполярье–Пурпе проектной пропускной способностью до 45 млн. т/год.

Общая протяженность нефтепровода около 500 км. Кроме того, нефтяным компаниям потребуется строительство подводящих трубопроводов общей протяженностью около 1200 км.

Предполагается поэтапный ввод нефтепровода в эксплуатацию:
1 этап в декабре 2013 года, 2 этап – в декабре 2014 года, 3 этап – в декабре 2015 года.

Расчетная стоимость строительства составляет 120 млрд. руб.

Расширение нефтепровода «Пурпе-Самотлор»

Расширение пропускной способности нефтепровода Пурпе–Самотлор с 25 до 40 млн. тонн к 2017 году.

В рамках данного проекта предусматривается строительство 2-х НПС.
Расчетная стоимость расширения 6,5 млрд. руб.

Нефтепровод для транспортировки нефти месторождений Красноярского края

Строительство нефтепровода для транспортировки нефти от новых месторождений Красноярского края (Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений) до ВСТО-1.

Проект предполагает строительство нефтепровода протяженностью около 600 км пропускной способностью до 18 млн. тонн в год.
Ориентировочная стоимость строительства 63 млрд. руб.

Расширение пропускной способности нефтепровода Баку – Тихорецк

Расширение пропускной способности нефтепровода Баку–Тихорецк для обеспечения приема нефти месторождений Северного Каспия, разрабатываемых российскими нефтяными компаниями с 7,1 до 11,0 млн. т/год.

Планируется строительство 3-х НПС.
Расчетная стоимость расширения составляет 10 млрд. руб.

Расширение пропускной способности нефтепровода Уса-Ухта-Ярославль

Расширение пропускной способности нефтепровода Уса–Ухта–Ярославль по участкам с 20,3 до 25,6 млн. тонн в год для приема нефти с месторождений ОАО «Зарубежнефть».
Планируется строительство 2-х НПС и 3-х пунктов подогрева нефти.
Расчетная стоимость расширения 7,3 млрд. руб.

Для обеспечения увеличения поставок нефти на НПЗ предусматривается реализация следующих проектов:

Строительство нефтепровода Тихорецк - Туапсе-2

Строительство нефтепровода Тихорецк–Туапсе-2 и расширение пропускной способности нефтепровода Лисичанск-Тихорецк для обеспечения увеличения транспортировки нефти на Туапсинский НПЗ до 12 млн. тонн к 2012 году.
Планируется строительство 295 км линейной части и реконструкция 3 НПС.
Расчетная стоимость строительства составит 19,8 млрд. руб.
По состоянию на 28.10.2010 разработана проектная документация, получено положительное заключение Главгосэкспертизы. По договору с ОАО «НК «Роснефть» до конца 2010 года планируется приступить к реализации проекта. Продолжительность строительства составит 2 года.

Расширение пропускной способности нефтепровода Калейкино - Нижнекамский НПЗ

Расширение пропускной способности нефтепровода Калейкино–Нижнекамский НПЗ для увеличения поставок нефти на Нижнекамский НПЗ с 7 до 14 млн. т/год.
Планируется реконструкция 1 НПС.
Расчетная стоимость расширения составит 1,8 млрд. руб.

Для обеспечения перераспределения объемов для подачи нефти на НПЗ из магистральных нефтепроводов предусмотрено следующее:

Расширение ТС ВСТО

Расширение пропускной способности ТС ВСТО для обеспечения поставки нефти на Комсомольский НПЗ в объеме 6 млн. т/год, Хабаровский НПЗ в объеме 6 млн. т/год и Приморский НПЗ в объеме 5 млн. т/год.
Для подключения Комсомольского НПЗ и Хабаровского НПЗ в 2015 году потребуется строительство 9 НПС.
Для подключения Приморского НПЗ в 2017 году потребуется строительство еще 4 НПС.
Расчетная стоимость расширения составит 172,2 млрд. руб.

Инвестиционные затраты на развитие нефтепроводного транспорта

Годы Направления Затраты,
млрд. руб.
2012 Расширение Баку - Тихорецк, для поставки нефти Северного Каспия 10,1
Лисичанск - Тихорецк - Туапсе 19,8
2015 Заполярье - Пур-Пе (1 и 2 этапы) 90,0
Ухта - Ярославль 1,0
Расширене ВСТО для поставки нефти на Хабаровский и Комсомольский НПЗ 119,2
2017 Расширение Пур-Пе - Самотлор 6,5
Заполярье - Пур-Пе (3 этап) 30,0
Нефтепровод от новых месторождений Краснодарского края (м.Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское) до ВСТО-1 63,0
Уса - Ухта - Ярославль 6,3
Калейкино-Нижнекамский НПЗ 1,8
Расширение ВСТО для поставки нефти на Приморский НПЗ 53,0
  Итого 400,7

Инвестиционные затраты на развитие нефтепроводного транспорта к 2020 с разбивкой по годам представлены на слайде. Общая сумма инвестиций составляет 400,7 млрд. руб.

Возможные источники финансирования строительства и расширения нефтепроводов

Развитие трубопроводной инфраструктуры зависит от объемов добычи нефти, а также наличия источников финансирования строительства и расширения нефтепроводов.
ОАО «АК «Транснефть» совместно с нефтяными компаниями выработаны различные формы финансирования строительства нефтепроводов.
Так, расширение нефтепроводов по маршруту Лисичанск–Тихорецк–Туапсе будет осуществлено по согласованному (договорному) тарифу с ОАО «НК «Роснефть» с последующей компенсацией их затрат за счет льготного тарифа на срок 11 лет.
Финансирование строительства нефтепровода «Заполярье–Пурпе» планируется осуществлять по долевому участию в созданном для этих целей совместном предприятии (ОАО «Заполярье») с участием нефтяных компаний: ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Газпром нефть».
Финансирование строительства транспортной инфраструктуры для подачи нефти на Нижнекамский НПЗ осуществляется с привлечением бюджетных средств с последующим внесением данного объекта в уставной капитал ОАО «АК «Транснефть» .

Цели строительства и расширения пропускной способности системы магистральных нефтепроводов:

  • подключение действующих НПЗ к системе магистральных нефтепродуктопроводов;
  • увеличение приема светлых нефтепродуктов с НПЗ, подключенных к системе магистральных нефтепродуктопроводов;
  • расширение существующих и созданием новых экспортных направлений транспорта светлых нефтепродуктов по системе магистральных нефтепродуктопроводов.

Строительство нефтепродуктопровода Ачинск-Кемерово-Сокур и расширение участка Сокур-Омск-Уфа-Прибой

Для обеспечения подключения действующих НПЗ и увеличения приема светлых нефтепродуктов с НПЗ, подключенных к системе магистральных нефтепродуктопроводов, предусматривается:
Строительство нефтепродуктопровода Ачинск-Кемерово-Сокур с расширением пропускной способности эксплуатируемых продуктопроводов с 8,8 до 16,0 млн. т/год для приема в систему нефтепродуктов с Ачинского НПЗ в объеме 4,0 млн. т/год и увеличения приема с Омского НПЗ, Уфимской группы НПЗ и Салаватнефтеоргсинтеза. Общая протяженность нефтепродуктопроводов составит 1409 км. Потребуется строительство 3 ППС и реконструкция 18 ППС.
Расчетная стоимость строительства – 46,1 млрд. руб.

Проект «Юг»

Для развития существующих и создания новых экспортных направлений предусматривается строительство нефтепродуктопровода «Сызрань - Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект ЮГ).
В рамках проекта ЮГ с целью создания нового направления экспорта светлых нефтепродуктов в объеме 8,7 млн. т/год предполагается строительство 1465 км линейной части, 11 ППС, 600 тыс. м3 резервуарной емкости.
Расчетная стоимость строительства – 80,4 млрд. руб.
В настоящее время по данному проекту разработана декларация о намерениях, подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О проектировании и строительстве магистрального нефтепродуктопровода «Юг».

Инвестиционные затраты на развитие нефтепродуктопроводного транспорта

Годы Направления Затраты,
млрд. руб.
2015 Строительство нефтепродуктапровода Ачинск-Кемерово-Сокур 19,9
Расширение маршрута Сокур - Омск - Уфа 10,3
Расширение маршрута Уфа - Прибой 15,9
Строительство нефтепродуктапровода Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск (проект Юг) 80,4
  Итого 126,5

Инвестиционные затраты нефтепродуктопроводного транспорта с разбивкой по годам приведены на данном слайде. Общая сумма инвестиций составляет 126,5млрд. руб.

Запланированное развитие инфраструктуры транспорта нефти и нефтепродуктов по инвестиционным проектам, а также объемы реконструкции и модернизации эксплуатируемых объектов магистральных нефтепроводов полностью соответствует Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года.

По материалам доклада президента ОАО «АК «Транснефть» Н.П. Токарева на совещании Правительства РФ по вопросу «О проекте Генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года», состоявшемся в г. Новокуйбышевске 28 октября 2010 года

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS