Наверх

Программа стратегического развития
ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года

Утверждено решением совета директоров ОАО «АК «Транснефть» (протокол №2 от 31.01.2012)

Цель программы - развитие системы магистрального трубопроводного транспорта Российской Федерации для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортных поставок на основе применения современных передовых отраслевых технологий, обеспечивающих высокий уровень надежности, промышленной и экологической безопасности, а также оптимальный уровень затрат для Компании и потребителей услуг (Рис.1).

Достижение цели Программы достигается за счет выполнения следующих мероприятий:

  • увеличение мощности системы магистральных нефтепроводов для обеспечения транспортировки нефти в 2020 году, в соответствии с планируемыми объемами добычи нефти на эксплуатируемых месторождениях и объемами с новых месторождений, которые разрабатываются нефтяными компаниями,
  • повышение энергоэффективности за счет реализации мероприятий по экономии энергетических ресурсов,
  • стабилизация тарифа на перекачку нефти не более уровня инфляции,
  • повышение производительности труда, с обеспечением роста на 5% в год,
  • инновационное развитие производственной деятельности,
  • обеспечение надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на основе результатов диагностики, реконструкции и модернизации основных фондов,
  • повышение экологической и промышленной безопасности производственных объектов Компании;
  • развитие социальных гарантий работников Компании.

Программа стратегического развития разработана на основе Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, утвержденной приказом Минэнерго России от 6 июня 2011 г. № 212, и утвержденных программ Компании на долгосрочный период, в том числе:

  • Комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта на период до 2017 года, утверждённой Правлением ОАО «АК «Транснефть» ;
  • Программы инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2017 года, утвержденной решением Совета директоров ОАО «АК «Транснефть» . Одобрена Минэнерго России, Минобрнауки России, Минэкономразвития России, рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол №15-АК от 13.04.2011);
  • Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «АК «Транснефть» на период до 2015 года, утвержденной решением Совета директоров ОАО «АК «Транснефть» и согласованной в Департаменте государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России (Рис.2).

При разработке Программы были учтены рекомендации Минэкономразвития России и Росимущества по разработке стратегии развития акционерных обществ.

Целевые показатели Программы стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года сведены в Табл.1.


п/п
Показатель, единица измерения Фактическое
значение в
2011 году
Плановое
значение
к 2020 году
1 Объем транспортировки российской и транзитной нефти, млн.т в год 473,9 496,3
2 Объем транспортировки нефтепродуктов, млн.т в год 30,0 54,5
3 Протяженность системы магистральных нефтепроводов, км 53441 54941
4 Протяженность системы магистральных нефтепродуктовпроводов, км 19167 21447
5 Показатель приведенной аварийности на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах, аварий в год на 1000 км трубопроводов 0,17 0,17
6 Производитель труда, млн.т км/чел. 17,6 19,7
7 Ежегодное изменение тарифа на перекачку нефти и нефтепродуктов, % 8 Не болеее уровня
официальной
инфляции
8 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс.т 109,0 23,4
9 Суммарный объем отведенных на рельеф и в поверхностные водоемы загрязненных, недостаточно очищенных сточных вод, тыс.м3 1838,0 0
10 Удельное потребление электроэнергии на перекачку нефти в сопоставимых условиях, кВт*ч/тыс.т*км 12,53 11,32
11 Рентабельность по чистой прибыли без учета инвестиционной составляющей, % 17,5 19,3
12 Total debt / EBITDA 2,4 1,0
13 Удельные затраты на 100 ткм без учета амортизационных отчислений в ценах 2010г., руб./100ткм 16,7 14,1
14 Удельные затраты на 100 ткм без учета амортизационных отчислений (в процентных ценах), % 18,8 27,4
15 Себестоимость на рубль продаж (в прогнозных ценах), % 45,6 44,6
Табл.1 Целевые показатели Программы стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года

Динамика ключевых показателей свидетельствует о сохранении устойчивого финансово-экономического состояния ОАО «АК «Транснефть» в долгосрочной перспективе, при этом обеспечивается снижение удельных затрат в базовых ценах.

При объеме добычи российской нефти 527 млн.тонн в 2020 году стратегия развития Компании предполагаеткомплексное развитие системы магистральных трубопроводов ОАО «АК «Транснефть» с обеспечением объемов транспортировки российской нефти до 474,3 млн.тонн нефти в 2020 году, что на 6% превысит существующий уровень (Табл.2).

Сводные данные по прогнозу добычи и приема нефти в систему ОАО «АК «Транснефть» на период с 2012 по 2020 годы

Показатели Значение показателей в планируемый период,
млн.тонн
2011 2012 2014 2015 2017 2020
Добыча нефти в России 509,0 510,0 521,0 525,5 526,0 527,0
Прием в систему ОАО «АК «Транснефть» , всего, в т.ч.: 473,9 478,0 491,2 494,9 495,4 496,3
нефть России 450,9 456,0 469,2 472,9 473,4 474,3
транзитная нефть Казахстана и Азербайджана 23,0 22,0 22,0 22,0 22,0 22,0
Экспорт нефти 237,0 243,7 248,0 252,0 254,0 256,0
Табл.2 Прогноз добычи и приема нефти в систему "АК ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года

Сводные данные по планируемым к реализации проектам развития нефтепроводного транспорта представлены в Табл.3.

Планируемые к реализации проекты развития нефтепроводного транспорта


п/п
Наименование проекта Стоимость, млрд. руб.
с НДС в ценах
IV кв. 2011 года
Увеличение добычи на новых месторождениях 215,2
1 Строительство ТС Заполярье - Пур-Пе (1-3 очереди строительства) 112,0
2 Расширение пропускной способности Пур-Пе - Самотлор 7,2
3 Н/п от новых месторождений Красноярского края до НПС Тайшет 80,0
4 Расширение пропускной способности МН Баку - Тихорецк 7,9
5 Расширение пропускной способности МН Уса - Ухта - Ярославль 8,1
Увеличение объемов транспортировки на НПЗ и подача из нефтепроводов 140,6
Итого 2012-2020 годы 355,8
Табл.3 Планируемые к реализации проекты развития нефтепроводного транспорта на период до 2020 года

Для обеспечения растущей потребности в развитии сети магистральных нефтепроводов в период с 2012 по 2020 годы потребуется строительство около 1500 кмлинейной части, строительство и реконструкция 43 НПС, строительство около 800 тыс.м3 резервуарной емкости. Инвестиционные затраты на развитие системы магистральных нефтепроводов составят до 356 млрд. руб. (Рис.3).

Основными проектами Компании являются:

  • завершение в 2012 году строительства 1-й очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и дальнейшее ее расширение,
  • нефтепровод «Заполярье – Пурпе».

Строительство новых нефтепроводов:

  • «Тихорецк – Туапсе-2»,
  • Юрубчено-Тахомское месторождение – НПС «Тайшет» 1-й очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Планируется реализация проектов по строительству новых и расширению пропускной способности существующих нефтепродуктопроводов, что позволит увеличить прием продуктов от НПЗ в систему магистральных нефтепродуктопроводов в среднем на 70% с обеспечением объемов транспортировки до 54,5 млн. тонн в год к 2020 году (Рис.4).

Расширение системы нефтепродуктопроводов включает проекты:

  • строительство магистрального нефтепродуктопровода «Сызрань – Саратов – Волгоград – Новороссийск» (проект «Юг»),
  • расширение пропускной способности МНПП «Кириши – Приморск» (проект «Север»),
  • строительство нефтепродуктопровода «Кстово-Нагорная (Москва)».

При этом для развития магистрального нефтепродуктопроводного транспорта в период до 2020 года потребуется строительство около 2280 кмлинейной части, строительство и реконструкция 16 ППС, строительство около 720 тыс.м3 резервуарных емкостей. Инвестиционные затраты на развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов составят до 125 млрд. руб.

Источниками финансирования вышеуказанных инвестиционных проектов являются собственные тарифные средства компании ОАО «АК «Транснефть» , средства нефтяных компаний по тарифным соглашениям в соответствие с методикой ФСТ (согласованный тариф), заемные средства, предоставляемые под гарантии оплаты нефтяными компаниями услуг ОАО «АК «Транснефть» вне зависимости от объема перекачки.

Сроки строительства новых и расширения действующих трубопроводов определяются соглашениями с нефтяными компаниями по срокам разработки новых месторождений и реконструкции трубопроводов на нефтеперерабатывающие заводы.

Обеспечение работоспособности эксплуатируемой системы магистральных трубопроводов является приоритетной задачей Компании. Для этого разработана Комплексная программа ремонта, реконструкции и диагностики объектов трубопроводного транспорта до 2020 года. Представленная на Рис.5 структура финансирования Комплексной программы обеспечивает направление ресурсов для поддержания наиболее «узких мест» основных фондов.

Реализация представленных показателей программы обеспечит модернизацию и реконструкцию основных фондов Компании (Табл.4).

Наименование мероприятия Итоговый показатель
Ед.
изм-я
Величина
1 Замена линейной части км 11000
2 Реконструкция и ремонт резервуаров шт. 865
тыс. куб.м 13000
3 Капитальный ремонт и замена задвижек шт. 7750
4 Капитальный ремонт и замена магистральных и подпорных насосных агрегатов шт. 1500
5 Капитальный ремонт и замена электродвигателей шт. 1800
6 Завершить замену магистральных сетей связи с медных линий на волоконно-оптические кабели % 100
7 Завершить замену аналоговой телефонии на цифровую % 100
8 Замена автоматики НПС станций 25
Табл.4 Обеспечение модернизации и реконструкции основных фондов на период до 2020 года

Стратегия предусматривает повышение экологической и промышленной безопасности производственных объектов, снижение на 80% по сравнению с 2011 годом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, полностью исключение сброса загрязненных сточных вод в водные объекты. Будет реализована программа снижения негативного воздействия производственных процессов на атмосферный воздух, в рамках которой в период 2011-2018 года планируется оснастить плавающими крышами и понтонами 119 резервуаров общим суммарным объёмом 1905 тыс.м3. С целью сокращения сброса загрязнённых сточных вод в период с 2011-2020 годы запланированы реконструкция и капитальный ремонт очистных сооружений на 80 производственных объектах на общую сумму 5249 млн. руб. и строительство 18 очистных сооружений на сумму 722 млн. руб. (Рис.6).

Компания определяет в качестве главного приоритета своей деятельности охрану жизни и здоровья работников, обеспечение безопасных условий их труда, а также предупреждение аварий и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.

Целью стратегии развития ОАО «АК «Транснефть» является минимизация и планомерное снижение рисков возникновения случаев производственного травматизма и аварийности. Разработан и будет реализован программный комплекс соответствующих мероприятий.

К 2020 году будут снижены приведенные показатели производственного травматизма и дорожной аварийности не менее чем в два раза, а также аварийности на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах до уровня 0,12 аварий в год на1000 кмтрубопроводов, при существующем уровне 0,17 аварий в год в 2011 году (Рис.7).

Планируемым результатом Стратегии в части тарифного регулирования является экономически обоснованный уровень тарифов на перекачку нефти и нефтепродуктов. При определении тенденций изменения тарифа в период до 2020 года учитывается, что экспорт энергоносителей будет постепенно замедляться и, как ожидается, стабилизируется к концу рассматриваемого периода в соответствии с долгосрочной экономической политикой государства.

Источником совершенствования процессов формирования тарифов ОАО «АК «Транснефть» является развитие практики использования сбалансированной системы сетевых тарифов. В настоящее время сетевой тариф применяется при поставках нефти на экспорт по ТС ВСТО и транспортировке нефти по БТС до порта Приморск. В перспективе рост тарифов не превысит уровня инфляции (Рис.8).

Для реализации стратегии инновационного развития в трубопроводной отрасли разработаны проекты по научному, организационному и производственному обеспечению направлений инновационного развития.

Проекты, включаемые в Стратегию, содержат разработку прорывных технологий, создание и модернизацию наиболее важных для системы нефтепроводного транспорта технологий и оборудования:

  • комплекса высокоточных внутритрубных диагностических приборов,
  • системы обнаружения утечек и контроля активности температурного и виброакустического принципа действия с реализацией и адаптацией на конкретных объектах,
  • единой системы управления (ЕСУ) магистральным нефтепроводом,
  • системы мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС с реализацией и адаптацией на конкретных объектах,
  • системы мониторинга технического состояния магистральных трубопроводов ТС ВСТО,
  • высоконадежного механо-технологического оборудования,
  • систем повышения производительности перекачки снижением гидравлического сопротивления в магистральных нефте- нефтепродуктопроводах,
  • составляющих комплекса системы пожаротушения,
  • исследований перспективного развития технологий и системы магистральных нефтепроводов,
  • системы управления проектным производством.

Важное место в инновационной тематике НИОКР займет разработка технологий и оборудования для объектов нефтепроводного транспорта в районах с аномально геолого-климатическими условиями, включающими создание технологий, оборудования и объектов для Заполярья, условий низких температур и вечной мерзлоты.

Импортозамещающие разработки составляют до 30% от ежегодно выполняемых работ в рамках плана НИОКР. Программы по импортозамещающим НИОКР выполненные совместно с организациями на базе государственной корпорации «Ростехнологии», Роскосмоса, институтами академии наук РФ и др. (Рис.9).

Планом патентной защиты предусмотрено получение более 450 охранных документов на объекты промышленной собственности ОАО «АК «Транснефть» в период до 2020 года (Рис.10).

Сводный экономический эффект от реализации мероприятий стратегии инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» на период до 2020 года составит более 92 млрд.рублей.

За период 2012-2020 годов будет обеспечена экономия энергетических ресурсов 1 901 млн.кВт*ч. Прогнозируемый технологический эффект от реализации технических энергосберегающих мероприятий на перспективу к 2020 году по предварительным оценкам составит 299,8 тысяч тонн условного топлива, а именно:

  • электрической энергии – 1 901 664 тысяч кВт*час,
  • тепловой энергии – 56 399 Гкал,
  • топливных ресурсов – 57 673 тонн условного топлива.

С учетом внедрения энергосберегающих мероприятий удельное потребление электроэнергии на перекачку нефти за период 2011-2020 г.г. в сопоставимых условиях будет снижено до 11,32 тыс.кВт∙ч/млн.т∙км.

Показатель снижения удельного потребления электроэнергии в сопоставимых условиях достигается за счет внедрения комплекса организационных и технических мероприятий, реализуемых в рамках утвержденной Программы энергосбережения (Рис.11).

Дальнейшее развитие получат связь и информационные технологии, важным шагом к которому должна стать разработка и утверждение единой ИТ-стратегии организаций системы ОАО «АК «Транснефть» .

К 2020 году будет реализована генеральная схема развития сети связи, осуществлены 100% перевод магистральных сетей связи с медных линий и РРЛ на волоконно-оптические кабели с использованием высокоскоростного каналообразующего оборудования, 100% замена аналоговой телефонии на цифровую, более7100 кмнефтепроводов будут оснащены инновационной системой обнаружения утечек и контроля активности температурного и виброакустического принципа действия.

Совершенствование и развитие получат автоматизированные системы управления технологическими процессами. Будет реализована программа приведения в нормативное состояние систем автоматизации технологических процессов на период до 2020 года (Рис.12).

Развитие системы нефте- нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефть» до 2020 года потребует соответствующего дополнительного привлечения персонала в количестве более 7 тыс. человек.

Развитие системы управления персоналом будет осуществляться в условиях неблагоприятной демографической ситуации в Российской Федерации со снижением доли трудоспособного населения на 6 %. Отток профессиональных кадров из регионов Южного федерального округа и убыль населения в Сибири и на Дальнем Востоке значительно опережают среднероссийские темпы, что может усилить кадровый дефицит и затруднить реализацию крупных проектов на этих территориях. Это окажет влияние на повышение конкуренции среди предприятий на рынке труда (Рис.13).

В указанных условиях реализация задач возможна за счет роста производительности труда, а также привлечения работников из других производств путем повышения привлекательности рабочих мест.

Производительность труда в организациях Компании имеет стойкую положительную динамику роста на 5% в год и реализуется за счет внедрения инноваций, направленных на снижение трудозатрат, повышения степени автоматизации, повышения квалификации персонала, а также создания гибкой системы материального и нематериального стимулирования с учетом особенностей регионов присутствия Компании.

В целом уровень среднемесячной заработной платы работников организаций, осуществляющих транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, остается ниже уровня заработной платы в структурах, являющихся основными конкурентами на рынке труда:

  • по добыче сырой нефти и природного газа на 12%,
  • по добыче нефтяного (попутного) газа на 32%.

В этой связи, а также в целях сохранения обеспеченности Компании квалифицированными кадрами необходимо обеспечить соответствие заработной платы работников организаций системы ОАО «АК «Транснефть» уровню компаний, работающих на тех же территориях в отраслях нефтяной и газовой промышленности (Рис.14).

Основными задачами развития системы социального обеспечения работников Компании на период до 2020 года являются обеспечение жильем, развитие системы добровольного медицинского страхования, социальные выплаты и льготы, развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, развитие и поддержка спорта, реализация социальных проектов, направленных на развитие регионов Российской Федерации (Рис.15).

Жилищное обеспечение работников организаций системы ОАО «АК «Транснефть» осуществляется как на объектах находящихся в эксплуатации, так и при реализации инвестиционных проектов.

За период 2009-2011 г.г. было построено и введено в эксплуатацию более 5,1 тыс. кв. м жилья (85 квартир) для работников Компании в основном в Восточной Сибири в г.Олекминск, Алдан и Губкинский, а также 660 жилых помещений (около 40 тыс. кв. м.) на сумму 1,9 млрд.руб. по Программе обеспечения жильем работников организаций системы ОАО «АК «Транснефть» .

При реализации проектов строительства новых нефтепроводов ТС «Заполярье - Пурпе - Самотлор», ВСТО-2, БТС-2 планируется строительство многоквартирных жилых домов общей площадью 92,4 тыс. кв. м. Ориентировочная стоимость строительства составит 4,7 млрд.руб.

Для обеспечения жильем работников организаций системы ОАО «АК «Транснефть» будет реализована Программа, предусматривающая обеспечение жильем работников путём приобретения (строительства) жилья и предоставления беспроцентных займов и компенсации процентов по ипотечным кредитам в размере 13,9 млрд.руб., что позволит приобрести и построить к 2020 году до 330 тыс. кв. м. жилья (Рис.16).

Стратегической целью ОАО «АК «Транснефть» до 2020 года является расширение деятельности на международном глобальном энергорынке, в частности, участие в перспективных проектах, реализация которых будет способствовать увеличению капитализации Компании, а также улучшению и продвижению ее позитивного имиджа, как надежного партнера и полноправного участника глобального рынка.

Для обеспечения эффективного участия в международном сотрудничестве ОАО «АК «Транснефть» проводит работу по реализации ряда мероприятий, направленных на обеспечение должного уровня энергетической безопасности Российской Федерации и стран-потребителей. Достигается это, прежде всего диверсификацией экспортных направлений транспортировки нефти.

Основными направлениями международной деятельности ОАО «АК «Транснефть» являются реализация внешнеэкономических инвестиционных проектов и участие в международных инвестиционных проектах. Ближний Восток и Восточная Европа – ключевые регионы для Компании, так как, помимо текущей привлекательности, они также важны как отправные точки для дальнейшего расширения бизнеса Компании.

Перспективы международной деятельности компании будут зависеть от эффективности реализации зарубежных проектов, расширения международного сотрудничества с участниками рынка, успешности диверсификации экспортных направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов, перехода на путь инновационного развития и интеграция в мировую энергетическую систему.

Компанией разработана и утверждена Советом директоров 1 апреля 2011 года Программа реализации непрофильных активов предприятий группы ОАО «АК «Транснефть» , которая устанавливает перечень активов, подлежащих реализации в 2011-2012 годах и на перспективу до 2015 года с указанием способов их реализации. На основе определенных в Программе критериев отнесения объектов к непрофильным активам в перечень активов, подлежащих реализации, включено 44 объекта долгосрочных финансовых вложений и 225 объектов недвижимости, принадлежащих 13 организациям системы ОАО «АК «Транснефть» .

В период до 2015 года указанные непрофильные активы будут реализованы путем продажи, передачи муниципальным и иным органам власти, а также путем ликвидации или списания объекта. Процедура регламентирована установленным в Компании порядком проведения конкурсов по реализации имущества.

Стратегия в области управления непрофильными активами позволит в дальнейшем минимизировать возможность возникновения непрофильных активов в структуре системы АК ОАО «АК «Транснефть» , получить максимальный экономический эффект, обусловленный, минимизацией издержек, связанных с владением и управлением непрофильными активами, а также максимизацией дохода от реализации таких активов.

В соответствие с ростом протяженности системы магистральных нефтепроводов и совершенствованием системы управления изменениям подлежит структура организации, которая будет меняться в сторону увеличения прямого участия ОАО «АК «Транснефть» в уставных капиталах предприятий.

Предполагается ликвидация перекрестного и распыленного владения. Владение пакетами акций/долей и корпоративное управление предприятиями системы ОАО «АК «Транснефть» централизовано в ОАО «АК «Транснефть» (Рис.17).

Источниками финансирования реализации Программы служат тарифные средства, средства нефтяных компаний для финансирования создания новых и реконструкции эксплуатируемых объектов трубопроводного транспорта по заключенным соглашениям, заемные средства (Рис.18).

Наличие соответствующих производственных программ, кадровых и финансовых ресурсов в ОАО «АК «Транснефть» , а также эффективная система управления обеспечат выполнение целей, поставленных в «Программе стратегического развития ОАО «АК «Транснефть» до 2020 года».

По материалам доклада первого вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Ю.В. Лисина на заседании Совета директоров 31 января 2012 года
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS