Наверх

Интервью вице-президента ПАО «Транснефть» Сергея Андронова

Дата публикации: 2 февраля 2017 Версия для печати

Российская Федерация приняла на себя обязательства по сокращению добычи на 300,000 баррелей в сутки в первом полугодии 2017 года в рамках соглашения с ОПЕК. О том, как данное соглашение может повлиять на экспорт нефти и об основных тенденциях экспорта в 2017 году в интервью журналу «НефтеКомпас» рассказал вице-президент ПАО «Транснефть» Сергей Андронов.

В: ПАО «Транснефть» недавно озвучило прогноз по экспорту нефти по своей системе нефтепроводов на 2017 год. Как может поменяться этот объем с учетом обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация по сокращению добычи?

О: В 2017 году экспорт нефти по системе «Транснефти» может составить 232 млн тонн – 233 млн тонн. Данный прогноз основан на заявках нефтяных компаний, направленных нам еще до момента присоединения России к программе по сокращению добычи странами-участницами ОПЕК.

В: Когда были представлены заявки?

О: Данные заявки поступали к нам начиная с августа 2016 года и до конца ноября. Безусловно, представленные данные могут поменяться в соответствии с обязательствами, которые взяла на себя Российская Федерация по сокращению добычи в первом полугодии, а также с возможными изменениями планов компаний по переработке нефти на НПЗ РФ.

В: Россия согласилась сократить добычу на 300,000 баррелей в сутки, что составляет около 15 млн тонн. Почему озвучивается цифра в 11 млн тонн?

О: Действительно, 300,000 баррелей в сутки – это значительно больше, чем 11 млн тонн. Однако надо учитывать, что сокращение добычи будет происходить постепенно. Министерство энергетики осуществляет мониторинг по контролю снижения уровня добычи при участии специалистов «Транснефти». Это вопрос в компетенции министерства.

В: Какова роль при этом «Транснефти»?

О: В соответствии с запросами Минэнерго мы предоставляем всю необходимую информацию об объемах нефти, сданной в систему «Транснефти», для дальнейшего анализа.

В: Какие еще факторы могут повлиять на экспорт нефти в 2017 году?

О: Безусловно, надо учитывать влияние налогового маневра на планы нефтяных компаний по переработке нефти на НПЗ РФ. Здесь вопрос стоит в области экономики. Если net-back при переработке нефти будет ниже net-back при экспорте сырья - объёмы могут быть скорректированы в пользу экспорта. Но в любом случае Минэнерго и ФАС следят за ситуацией по недопущению возникновения дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ. Таким образом, экспорт нефти может быть скорректирован с учетом снижения или увеличения объемов переработки на российских НПЗ, а также с учетом принятых обязательств РФ по сокращению добычи.

В: Минэнерго озвучивало прогноз по возможному дальнейшему сокращению объемов переработки на 7 млн тонн в 2017 г. Означает ли это рост экспорта на 7 млн тонн?

О: Наверное, здесь уместно применить метод сообщающихся сосудов. Однако увидеть возможное изменение динамики того или иного направления, можно будет по окончании первого квартала 2017 года.

В: Если исходить из заявок нефтяных компаний, то экспорт нефти из российских портов может уменьшиться в этом году. С чем это связано?

О: Компания осуществляет транспортировку сырья исходя из заявок нефтяных компаний с учетом технической возможности системы «Транснефти» и наличием экспортных графиков. Производители нефти самостоятельно выстраивают свою стратегию по определении маршрутов транспортировки с учетом вышеуказанных факторов и эконмических интересов компаний. В любом случае, как я и говорил выше, первичный анализ по объемам экспорта из РФ можно будет сделать только по окончании первого квартала.

В: Компании всегда подают несколько заниженные заявки по экспорту?

О: Традиционно - да.

В: Когда компании должны подать скорректированные заявки?

О: Последняя корректировка по году должна пройти не позднее 1 сентября.

В: Существует ли сейчас профицит на основных экспортных направлениях?

О: Да, ориентировочный профицит системы в 2017 году составляет около 50 млн тонн.

В: То есть при необходимости «Транснефть» может увеличить экспорт нефти на 50 млн тонн?

О: Да, такая возможность существует.

В: На каких направлениях?

О: Небольшой запас мы имеем в портах Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, а основной профицит - на нефтепроводе «Дружба».

В: А в порту Козьмино?

О: Нет, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) загружен полностью.

В: Можете ли вы оценить транспортировку нефти минуя систему «Транснефть»?

О: В прошлом году «Транснефть» приняла в систему 483.4 млн тонн нефти, в то время как добыча в стране составила порядка 547.3 млн тонн. Соответственно данный показатель находится на уровне 64 млн тонн.

В: Если говорить о восточном направлении - может ли порт Козьмино в этом году принять дополнительно 3.5 млн тонн нефти по межправсоглашению с Китаем, которые не будут поставлены по нефтепроводу Сковородино - Мохэ из-за неготовности инфраструктуры на территории Китая?

О: Этот вопрос лежит в компетенции Министерства энергетики РФ. Техническая возможность на 2017 год нами подтверждена на уровне 31,3 млн тонн. Но думаю, что в 2017 году мы сможем обеспечить отгрузку указанного объема через порт Козьмино.

В: Какие еще существуют маршруты транспортировки этих объемов, если Козьмино не сможет принять их?

О: Если такая ситуация возникнет, будем совместно с Минэнерго и Роснефтью искать пути решения, но пока мы не видим рисков и считаем, что вышеуказанный объем будет поставлен через порт Козьмино.

В: Есть ли угроза, что китайская сторона не сможет принимать 30 млн тонн нефти по отводу на Мохэ с 2018 года? Куда будут направлены дополнительные объемы в таком случае?

О: На сегодняшний день мы не имеем каких-либо официальных обращений китайской стороны по этому вопросу. Китайские партнеры уведомили нас, что с 1 января 2018 года их часть инфраструктуры будет готова для приема 30 млн тонн нефти. Других данных у нас нет.

В: Система «Транснефти» также будет готова к этому времени транспортировать эти объемы?

О: Да.

В: Когда начнутся обсуждения с китайской стороной по объемам транспортировки на 2018 год?

О: Объемы определены Межправительственным соглашением, заявочная компания на 2018 год начинается в августе этого года.

В: Существует мнение, что китайцам просто выгоднее брать нефть в порту Козьмино. Действительно ли это так?

О: Возможно, но в данном случае мы исходим из существующих ограничений на китайской части нефтепровода, точнее - ее неготовности транспортировать объемы, определенные в МПС.

В: «Роснефть» недавно договорилась об увеличении транспортировки нефти в Китай через территорию Казахстана. Поставками в Китай через Казахстан также интересуются казахские производители, однако в связи с увеличением объемов транспортировки нефти «Роснефти», остается ли место в трубе для других компаний?

О: Вся техническая возможность данного направления будет полностью задействована Роснефтью для поставок нефти в рамках межправсоглашения в объеме 10 млн тонн. При этом незначительная возможность по увеличению объемов транспортировки существует при условии применения противотурбулентных присадок.

В: Получали ли вы заявки от казахских производителей?

О: Да.

В: «Роснефть» в последнее время заключила несколько новых соглашений на поставку нефти в различных направлениях. Были ли уже запросы о возможности увеличить транспортировку нефти «Роснефти»?

О: Без комментариев. В любом случае, как я говорил и ранее, мы действуем исходя из заявок нефтяников, технической возможности системы и наличия экспортного графика.

В: Восточное направление до сих пор остается самым премиальным. Однако поставки по ВСТО и через порт Козьмино ограничены большими объемами «Роснефти» в этом направлении. Существует ли возможность увеличения поставок другими производителями?

О: В 2017 году значительных изменений ждать не стоит. Однако, начиная с 2018 года, когда 30 млн тонн начнут транспортироваться по нефтепроводу Сковородино - Мохэ в направлении Китая, у нас появится возможность приема дополнительных объемов по ВСТО для других производителей.

В: Для каких?

О: В первую очередь для тех компаний, которые добывают нефть в Восточной Сибири и имеющаяся логистика предусматривает только использование трубопроводной системы ВСТО. Рост добычи намечается у «Сургутнефтегаза», «Иркутской нефтяной компании» и ряда других производителей. Программа по расширению ВСТО изначально была скоординирована с планами производителей по увеличению добычи нефти, в том числе и в Восточной Сибири.

В: Компания «Роснефть» реализует проект строительства Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Первоначальные планы по расширению ВСТО не учитывали возможности отвода 12 млн тонн нефти на ВНХК. Как повлияет этот проект на расширение мощности ВСТО и порта Козьмино?

О: Объем отгрузки нефти из порта Козьмино будет зависеть от того, в какие сроки «Роснефть» реализует проект ВНХК. Наша задача состоит в том, чтобы до момента запуска ВНХК порт мог обеспечивать отгрузку нефти в объеме до 36 млн тонн. Программа расширения ВСТО и порта Козьмино рассчитана до 2020 года и предусматривает мероприятия как на линейной части, так и работы в порту. Нами уже проведены работы по дноуглублению и укреплению причальных сооружений, идет строительство двух дополнительных резервуаров. Уже сегодня оба причала в порту способны принимать танкера дедвейтом до 140,000 тонн. В феврале запланирована отгрузка танкерной партии в 140 тыс. тонн ресурсами «Лукойла» со второго причала, который мы реконструировали. До этого года отгрузки 140,000-х танкеров осуществлялись нами только с первого причала.

В: Какова сейчас мощность Козьмино?

О: На данный момент с учетом технической возможности линейной части - не более 32 млн тонн. И как было отмечено ранее, к 2020 году этот показатель должен будет составлять 36 млн тонн.

В: Каков план прокачки по нефтепроводам Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет на 2017 год? Какие производители гарантировали объемы?

О: : В 2017 г. по нефтепроводу Заполярье - Пурпе будет прокачано 7.2 млн тонн нефти. Из них «Роснефть» - 2.7 млн тонн., «Мессояханефтегаз» - 3 млн тонн и «Лукойл» - 1.5 млн тонн. План прокачки на 2018 год - 12.6 млн тонн, на 2019 г. - 16.9 млн тонн, на 2020 г. - 20.8 млн тонн. Общий объём поставок до 2020 года - 57.4 млн тонн, из них «Роснефть» - 23.9 млн тонн, «Лукойл» - 6.8 млн тонн, «Мессояханефтегаз» - 19 млн тонн, «Газпром» (поставки с 2018 г.) - 5.2 млн тонн, «Арктикгаз» (поставки с 2018 г.) – 2.6 млн тонн. По нефтепроводу Куюмба - Тайшет в 2017 году будет прокачено 0.945 млн тонн. В 2018 г. - 2.8 млн тонн, в 2019 г. - 6.5 млн тонн, в 2020 г. - 7.7 млн тонн. Общий объем до 2020 года составит примерно 18 млн тонн. «Славнефть» поставит 4.9 млн тонн, «Востоксибнефтегаз» («Роснефть») - 13.1 млн тонн.

В: Казахстан поставлял России нефть в качестве компенсации за поставки нефтепродуктов. Сохранится ли эта практика в 2017 году?

О: Нет. Эта программа закончилась в 2015 году. В 2016 году поставок уже не было.

В: «Транснефть» и «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (СПбМТСБ) обсуждали возможность формирования двухмесячных позиционных графиков для порта Приморск в рамках проекта запуска поставочного фьючерса на российскую нефть сорта Urals. Существует ли такая необходимость сегодня?

О: В рамках совместной работы мы предоставляем Бирже план отгрузки в порту Приморск за два месяца до начала периода. У Биржи есть пожелание, чтобы мы предоставляли и позиционный график, но в нынешних условиях это очень затруднительно ввиду того, что порт Приморск используется многими компаниями по остаточному принципу.

В: Что это значит?

О: При распределении направлений поставок нефти, компании исходят из экономических интересов при экспорте сырья и его переработки на НПЗ РФ. В первую очередь закрываются поставки на НПЗ РФ, затем самые премиальные направления экспорта. И так сложилось, что именно порты Приморска и Усть-Луги наиболее подвержены корректировкам со стороны нефтяников. Так, при планировании отгрузок в Приморске на февраль, которое мы начали с середины января, за несколько дней график поменялся на шесть/семь позиций. Таким образом, спланировать позиционный график в порту Приморск за два месяца проблематично. На данный момент мы предоставляем только план отгрузок.

В: Что это такое?

О: Это общая информация о планах производителей отгрузить через данный порт определенный объем нефти, без привязки к конкретным датам.

В: Почему возможно составление графика за два месяца в порту Козьмино?

О: Это самое премиальное направление, где корректировки практически исключены.

В: Готова ли биржа принимать только план отгрузок?

О: Мы продолжаем совместную работу по этому вопросу.

В: Когда может произойти первая поставка по фьючерсу из Приморска?

О: Насколько мы знаем, первая поставка может состояться уже в марте.

В: Нужна ли для этого свободная позиция в графике?

О: Нет. Мы направляем бирже план отгрузок, далее вопрос в компетенции биржи.

В: В какой стадии находятся вопросы об ухудшении качества сорта Urals? Когда может быть принято решение о выделении потока высокосернистой нефти?

О: По поручению Минэнерго была создана рабочая группа, которая проводит мониторинг качества нефти на НПЗ и на основных экспортных направлениях. Ежемесячно предоставляется информация, проводятся совещания. Если будут резкие скачки качества - тогда будут приниматься какие-то решения. На наш взгляд выделение сернистого потока – это наиболее оптимальное решение, которое позволит сбалансировать качество нефти на НПЗ и на основных экспортных направлениях.

В: Возникают ли жалобы на качество нефти от европейских потребителей?

О: Безусловно, такие моменты присутствуют в нашей работе. И мы со своей стороны стараемся избегать резких скачков качества при транспортировке сырья европейским потребителям.

В: Экспорт по нефтепроводу «Дружба» уже несколько лет остается примерно на одном уровне. Но в последнее время европейские потребители активно стремятся заменить российскую нефть. Как «Транснефть» оценивает конкуренцию на европейском рынке?

О: Уровень конкуренции должны оценивать нефтяные компании, реализующие нефть на данном рынке. При этом вы правильно заметили стабильность этого направления экспорта российской нефти. В любом случае, даже при изменении объемов транспортировки по нефтепроводу «Дружба», мы сможем перенаправить нефть на наши морские терминалы. Система в любом случае будет загружена, даже с учетом корректировок планов по добыче.

Оригинал данной статьи впервые был опубликован на английском языке в журнале «НефтеКомпас» информационно-аналитического агенства «Энерджи Интеллидженс Груп (Великобритания) Лимитед», www.energytinel.com. Данная статья публикуется с разрешения агенства Энерджи Интеллидженс, которое оставляет за собой все авторские права.

«Журнал «НефтеКомпас»»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS