Наверх

По ягелю - без гусениц

Дата публикации: 31 марта 2017 Версия для печати

2017 год объявлен Президентом России Владимиром Путиным Годом экологии. Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в этой сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Компания «Транснефть» считает приоритетом своей деятельности вопросы охраны окружающей среды.

«С момента проектирования, строительства и на протяжении всей жизни объектов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов нашими специалистами проводится оценка их воздействия на окружающую среду, просчитываются риски и планируются мероприятия для предотвращения их возникновения», - пояснил Андрей Зайцев, директор департамента охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности ПАО «Транснефть».

ЧИСТАЯ ЗЕМЛЯ

Все строительные проекты сопровождаются обязательной государственной экспертизой или экспертизой промышленной безопасности. Предварительно по маршруту трубопровода специалисты «Транснефти» проводят инженерно-экологические изыскания. По их итогам разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды, которые являются составной частью проектной документации.

При выборе места прохождения трассы трубопроводов в первую очередь учитывается размещение природоохранных зон или ареалов произрастания растений, занесенных в Красную книгу. Несмотря на необходимость увеличения протяженности трубопровода и соответственно его стоимости, ПАО «Транснефть»­ принимаются решения по обходу таких участков для сохранения уникальной природы России.

Так, например, при проектировании магистрального нефтепровода Нововеличковская - Краснодар работниками «Транснефти» была обнаружена роща дуба ножкоцветного - уникального исчезающего подвида, сохранившегося в немногих местах юга европейской части России и занесенного в Красную книгу Краснодарского края. Разработанное проектное решение позволило сохранить нетронутой эту рощу. И таких примеров немало.

Особое внимание уделяется сохранению почв. «При строительстве новых или реконструкции действующих трубопроводов проводится рекультивация нарушенных земель, которой предусмотрены мероприятия по сохранению плодородного слоя почвы на весь период проведения работ», - сообщил Андрей Зайцев, которой предусмотрены мероприятия по сохранению плодородного слоя почвы на весь период проведения работ. Когда на Крайнем Севере компания прокладывала трубопровод Заполярье - Пурпе, в зону особого внимания попал заполярный лишайник - ягель. Он растет очень медленно, всего на 3 - 5 мм в год, и чтобы восстановить участок, где была нарушена хрупкая экосистема, понадобится не один десяток лет. Именно поэтому основные строительные работы на Заполярье - Пурпе велись в снежный период. И даже техника использовалась на специальных шинах - ведь гусеничная могла повредить ягелю.

Но под пристальным вниманием нефтепроводчиков не только растения, но и водные объекты. «При строительстве нефтепроводов через водные преграды используется метод наклонно направленного бурения, в результате чего труба проходит под руслом реки, не создавая тех негативных последствий, которые имеются при традиционном траншейном способе прокладки трубопровода», - объясняет Андрей Зайцев.

ТРУБА ПОД КОНТРОЛЕМ

Помимо этого, ПАО «Транснефть» проводит работу и по минимизации вредного воздействия на окружающую среду уже существующих объектов. Трубопроводы протянулись по всей России более чем на 69 000 километров - это, кроме самих труб, еще и нефтеперекачивающие станции, резервуары с нефтью, нефтеналивные терминалы, нефтепорты и т. д. В отношении всех этих объектов работа строится так,чтобы обеспечить их надежную работу для предупреждения аварийных ситуаций.

«Трубопроводы «Транснефти» оборудованы системой контроля давления, которая фиксирует все отклонения технологического режима. Наиболее ответственные участки - переходы через водные преграды - оборудуются системами обнаружения утечек, которые позволяют контролировать разницу объемов перекачки на технологическом участке. Данные от систем отображаются в режиме текущего времени на мониторах диспетчеров, что позволяет оперативно определить наличие утечки и своевременно принять соответствующие меры, - пояснил Андрей Зайцев, - в том числе дистанционно отключить насосные агрегаты и закрыть задвижки на аварийном участке».

Еще по трубам «Транснефти» «путешествуют» специальные внутритрубные дефектоскопы. Они разработаны и созданы на собственном предприятии компании - АО «Транснефть - Диаскан». На данный момент трубы сканируют 77 приборов. Внутритрубный дефектоскоп движется в трубе с потоком нефти, выявляя при этом дефекты стенки трубы и сварных соединений, в том числе коррозионные повреждения, трещины, вмятины и т. п. После этого идет обработка собранных данных, составляются графики устранения дефектов с учетом степени их опасности.

С каждым годом требования к внутритрубным дефектоскопам растут, чтобы те позволяли обнаруживать различные типы дефектов с высокой точностью.

ПАО «Транснефть» поддерживает высокий уровень готовности своих подразделений к действиям в случае аварийного разлива нефти или нефтепродуктов. По закону на устранение аварийной ситуации на суше отводится 6 часов, на воде - 4 часа. В ПАО «Транснефть» созданы 40 аварийно-спасательных формирований (из них 15 - профессиональные, 25 - нештатные). «Расположение их таково, что практически на каждой станции есть звено, способное отреагировать на ту или иную нештатную ситуацию, - говорит Андрей Зайцев. - На наших НПС собраны материалы и оборудование - временные резервуары, которые можно развернуть в любой точке и производить сбор нефти или нефтепродуктов, а также бульдозеры, тралы и другая спецтехника. Все это в постоянной готовности. Так же как и люди: для специалистов компании в год проходит более 17 000 учебно-тренировочных занятий».

ПОДРОБНОСТИ

Наука на страже природы

«Компания уделяет большое внимание научным исследованиям и разработкам в области экологии, - отметила начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ПАО «Транснефть» Елена Радченко. - Было сделано немало научных изысканий, получены патенты. Например, совместно с Сибирским отделением Российской академии наук мы разработали биосорбент, который эффективно действует в условиях Крайнего Севера, на больших заболоченных территориях. Проблема всех существующих сорбентов: они погибают при отрицательных температурах, их уносит, смывает паводковыми водами. Наше изобретение уникально - это микрофлора, выделенная из почвы Якутии, насаженная на природный материал цеолит, имеющий глубокопористую поверхность. При отрицательной температуре разлившаяся нефть удерживается на пористой поверхности, в том числе во время паводка. А когда температура поднимается, эти бактерии активизируются и начинают по­едать нефтепродукты. Такая технология с успехом прошла испытания на опытных участках северных территорий».

Недавно в компании был разработан еще один биосорбент, позволяющий эффективно устранять последствия нефтеразливов на воде. До недавнего времени сорбенты, впитывая нефть, оседали на дно. То есть нефть с поверхности перемещалась на глубину. Собрать ее оттуда было почти невозможно. У нефтепроводчиков возникла идея разместить бактерии на естественной основе. Взяли торф, естественный материал. Нанесли на него сорбент, который, даже если торф тонет, разлагает впитанную нефть на дне водоема - и загрязнения не происходит. Были получены убедительные результаты.

Забота о природе не на словах, а на деле - такова политика «Транснефти» на протяжении многих лет. Технологии и оборудование выбираются компанией особенно тщательно, с учетом последних достижений мировой науки и техники. Все мероприятия в сфере защиты окружающей среды вписаны в повседневную и перспективную деятельность компании. И этот колоссальный труд десятков тысяч специалистов не остается без результатов: сегодня можно с уверенностью сказать, что все объекты «Транснефти» отличает высокий уровень экологической безопасности.

«Комсомольская правда»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS