Наверх

Новые идеи молодых умов «Транснефти»

Дата публикации: 21 марта 2018 Версия для печати

Осталось неизвестным, кому на II Международной научно-технической конференции молодёжи ПАО «Транснефть» было труднее: выступавшим со своими проектами инженерам или членам конкурсной комиссии.

Очень важная работа

«Промышленная, пожарная и экологическая безопасность, охрана труда» — это одна из семи секций второго этапа II (XIV) Международной научно-технической конференции молодёжи ПАО «Транснефть» и организаций-членов Международной ассоциации транспортировщиков нефти, которая состоялась в Тюмени в конце прошлой недели.

Каждый из 26 участников прошёл сквозь сито конкурса в одной из 15 организаций российской нефтепроводной системы и, получив высокую оценку своих старших коллег, вышел на другой уровень.

В итоге конкурсная комиссия, возглавляемая директором департамента охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности публичного акционерного общества «Транснефть» Андреем Зайцевым, заслушала презентации 23-х исследовательских работ (над некоторыми работали по два молодых инженера).

В проектах участников объединились теоретические знания, полученные в вузах, с уже наработанной практикой: взгляд новичка — конкурсанты имеют пока небольшой стаж работы в отрасли — позволяет иначе взглянуть на существующий порядок вещей. И хотя в «Транснефти» вся производственная деятельность осуществляется в соответствии с утверждёнными регламентами, поиск новых подходов, более рациональных решений не просто приветствуется, но и порой становится поводом для изменения устоявшихся правил.

Значение профессиональной деятельности молодых инженеров особо подчеркнули выступавшие на открытии конкурса председатель конкурсной комиссии Андрей Зайцев и главный инженер АО «Транснефть — Сибирь» Ривхат Аптразаков: сложно переоценить важность соблюдения норм и требований в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды, организации условий безопасного труда и пожарной защиты на всех производственных объектах общества, работа специалистов этого сегмента — один из главных элементов безопасности как для сотрудников, так и для экологии страны.

Достаточно часто творческие изыскания участников этой секции получают высокую оценку на уровне третьего этапа конкурса, где уже нет разделения на специальности, а в расчёт берётся значимость работы для всей отрасли. В 2014-м году проект внедрения в бухте Козьмина комплекса санитарно-товарной марикультуры получил диплом третьей степени в «Транснефти», а на международном конкурсе научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-энергетической и добывающей отрасли, этот же труд был удостоен первой премии.

15 минут, и ты — победитель!

По регламенту конкурсанту даётся всего 15 минут: семь — на сам доклад и восемь занимают ответы на вопросы членов конкурсной комиссии. Конечно, самое трудное — выступать первым. В этом году такой жребий выпал Артёму Бахтоярову и Евгению Рябенко из АО «Гипротрубопровод». Название их работы вряд ли что-то скажет людям непосвящённым, но она важна для безопасности окружающей среды, потому что рассматривает новые технологии в области очистки нефтесодержащих сточных вод. Молодые инженеры выстояли под градом вопросов, посыпавшимся от членов конкурсной комиссии. По тому, как заинтересованно спрашивали ребят, было понятно, что в их работе есть рациональное зерно.

Павлу Богданову из АО «Транснефть — Север» пришлось чуть сложнее: вопросов было не меньше, чем у Артёма и Евгения, только отвечать пришлось одному. Павел держался достойно, его идея — ответ на ту ситуацию, с которой в реальности трудно справиться за отведённое постановлением правительства время.

— Актуальность моей работы связана с необходимостью локализовать аварийный разлив нефти на водной поверхности максимум за четыре часа, — объясняет Павел. — ЧП может произойти, к примеру, в зимнее время, на большом расстоянии от того объекта, где находятся люди, и при непогоде. Значит, нужен такой способ, который начал бы действовать без присутствия человека.

Павел предлагает устанавливать на реках деревянные боновые заграждения, которые с началом ледостава вмёрзнут в воду и станут первым уровнем защиты в случае ЧП.

Андрей Шангин, инженер пожарной охраны из Урайского управления магистральных нефтепроводов АО «Транснефть — Сибирь», выступал предпоследним. Он предложил свой вариант очистки внутренней полости трубопроводов системы пожаротушения.

— При проведении испытаний и технического обслуживания установки пожаротушения обнаруживается, что внутри трубопроводов скапливается ржавчина, окалина, — поясняет Андрей. — Это приводит к засорению фильтров, следствием чего в лучшем случае становится снижение эффективности работы системы пожаротушения. В худшем — грозит полной потерей работоспособности.

Андрей, который уже четвёртый год трудится в службе пожарной безопасности, разработал, соорудил и уже испытал устройство — скребок, который проводит очистку трубопроводов изнутри. Рецензент — начальник отдела пожарной безопасности АО «Транснефть — Сибирь» Евгений Плесовских, ознакомившийся с ноу-хау урайского инженера, резюмировал: «данное устройство может быть рекомендовано к внедрению», отметив, что для изготовления скребков дополнительных затрат не требуется.

Поставив оценку в девять баллов (максимальная — 10), рецензент не подозревал, что держит в руках работу победителя. Конкурсная комиссия присудила проекту Андрея Шангина диплом первой степени.

По иронии судьбы следом за Шангиным и последним на конкурсе прозвучал доклад, удостоившийся второго места. Его автор — Виктория Щетникова из АО «Транснефть — Западная Сибирь» только в Тюмени узнала, что над такой же темой трудится целый институт. Работа Виктории называется «Режимно-технологические мероприятия при сжигании топлива в котлах для улучшения технико-экономических и экологических характеристик». И эта тема «выросла» из магистерской диссертации, которую Щетникова защитила в 2017 году в Сибирском федеральном университете.

Оформляя заявку на конкурс, Виктория отметила свой личный вклад в работу: «Изучены свойства водонефтяной эмульсии, проведён эксперимент, подобрано оборудование, разработана схема внедрения, рассчитан экономический эффект». Именно изучение свойств водонефтяной эмульсии позволило ей сделать вывод о том, что она сгорает с меньшим, чем нефть, «недожогом», что позволяет сократить выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

И это не единственная польза от идеи вчерашней магистрантки. Использование водонефтяной эмульсии позволит повысить энергоэффективность топлива.

Рецензент — Виталий Шабельников, начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования АО «Транснефть — Сибирь», высоко оценил работу Щетниковой, отметив её актуальность и высокую экономическую эффективность: «В работе приводится расчёт капитальных вложений для изменения технологии по подготовке водонефтяной эмульсии. Экономия топлива достигает 5-7%. Капитальные вложения должны окупиться — в зависимости от объёма потребляемого топлива — меньше, чем за 0,5 — 2 года».

Кстати, экономический эффект Виктория высчитывала сама — по первому образованию она экономист.

Второе место по решению конкурсной комиссии с работой Виктории Щетниковой разделил доклад Алексея Бонькина и Константина Зорина (АО «Транснефть — Прикамье») на тему «Разработка автоматизированной системы выдачи ключей от производственных помещений и электроустановок».

Если бы можно было…

Руководитель конкурсной комиссии Андрей Зайцев перед объявлением результатов признался: была бы его воля, он бы раздал десяток дипломов за первое место — сильных, интересных и полезных работ было много. Именно поэтому члены комиссии очень долго не могли прийти к общему мнению. В итоге победителя определила разница в несколько сотых балла.

— Я не впервые участвую в работе комиссии и могу сказать, что с каждым годом уровень представленных проектов всё выше, — отметил Андрей Кириллович. — В этом году работы были очень глубокие. Более половины из них требуют более внимательного рассмотрения и доработки с целью внедрения.

Андрей Шангин, Виктория Щетникова, Алексей Бонькин и Константин Зорин, победители второго этапа, примут участие в третьем туре конкурса, который состоится 28-31 мая в Казани на базе АО «Транснефть — Прикамье».

«Тюменские известия»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS