Наверх

ПАО «Транснефть». Быть во всеоружии

Дата публикации: 4 апреля 2018 Версия для печати

Представители ПАО «Транснефть» ответили на вопросы редакции о технической политике в области обеспечения пожарной безопасности объектов компании, а также о подробностях ликвидации резонансного пожара на участке нефтепровода в Саратовской области.

РИА «Индустрия безопасности»: что на самом деле случилось на участке нефтепровода «Транснефти» в районе села Красноармейское Саратовской области?

ПАО «Транснефть»: 18 января в 15 часов 31 минуту на 413-м километре магистрального нефтепровода «Куйбышев–Тихорецк» в результате разгерметизации нефтепровода произошел выход нефти объемом 900 м3, площадью загрязнения 0,4 га. При попадании нефти на территорию села Красноармейское Энгельсского района Саратовской области в 17.00 от внешнего неустановленного источника произошло ее возгорание на площади 1150 м2, пострадало три дома, находящихся на окраине с. Красноармейское, грузовой автомобиль «КамАЗ» и легковой автомобиль «Рено Дастер».

Для ликвидации разлива нефти АО «Транснефть - Приволга» были направлены силы и средства в соответствии с Планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Каким образом осуществлялось тушение пожара и ликвидация его последствий, какие силы и средства здесь были задействованы?

Первыми к месту пожара прибыла автоцистерна ведомственной пожарной команды НПС «Терновка» с боевым расчетом три человека. По прибытии к месту работники ведомственной пожарной охраны НПС «Терновка» приступили к тушению пожара. Благодаря действиям личного состава ведомственной пожарной охраны было ограничено распространение пожара. По прибытии подразделений федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Саратовской области был объявлен повышенный ранг пожара. В 18.02 он был локализован, в 18.22 ликвидировано открытое горение, а в 22.50 ликвидированы последствия пожара. 21 января в 00.15 АО «Транснефть - Приволга» завершило ремонтно-восстановительные работы на магистральном нефтепроводе Куйбышев – Тихорецк, в 01.58 по нему возобновлена транспортировка нефти. В ремонтных работах были задействованы работники аварийно-эксплуатационных служб нефтеперекачивающих станций и центральных ремонтных служб АО «Транснефть - Приволга». Техническую помощь также оказывали бригады ЦРС АО «Транснефть - Дружба» и другие подразделения организаций системы «Транс-нефть». Всего в ликвидации последствий аварии приняли участие 345 работников организаций системы «Транснефть» (далее – ОСТ), использовалось 204 единицы спецтехники и оборудования. На постоянной основе организован экоаналитический контроль окружающей среды – воды и почвы.

Как продвигается расследование причин чрезвычайного происшествия?

В настоящее время в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации органами дознания управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Саратовской области проводится проверка по факту пожара. Комиссией, созданной Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора, проводится техническое расследование причин аварии на 413-м километре магистрального нефтепровода Куйбышев – Тихорецк.

Каковы специфические особенности технической политики ПАО «Транснефть» в части обеспечения пожарной безопасности объектов компании?

На объектах ОСТ создана система обеспечения пожарной безопасности. В целях повышения пожарной безопасности объектов ОСТ, исходя из приоритетных направлений деятельности, в ПАО «Транснефть» утверждена Концепция развития противопожарной защиты объектов организаций системы «Транснефть». Эффективное использование научно-технического задела, созданного в предшествующие периоды, внедрение новейших разработок и результатов научных исследований позволяют реализовать стратегические направления развития системы противопожарной защиты объектов ОСТ. Проводится согласованная научно-техническая политика в области повышения эффективности и надежности функционирования, развиваются научно-технические связи с ведущими организациями, проводящими исследования в области пожарной безопасности, реализуются обоснованные мероприятия в вопросах технического нормирования, лицензионной деятельности, функционирования систем противопожарной защиты.

В какой степени компании удается следовать в фарватере государственного курса политики импортозамещения? Что, по вашему мнению, в этой связи необходимо учитывать при выборе технических средств и систем пожаротушения для достижения оптимального сочетания цены и качества?

Компанией реализуется стратегия импортозамещения – увеличение доли в производственном процессе оборудования, материалов и технологий отечественного производства. По своим техническим характеристикам они отвечают установленным компанией нормативам и обеспечивают повышение надежности работы системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и гарантированный процесс транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе с соблюдением норм технической и экологической безопасности. В рамках стратегии ПАО «Транснефть» совместно с российскими производителями разработаны и внедрены отраслевые регламенты, определяющие требования к современной пожарной технике и пожарно-техническому вооружению. Так, ПАО «Транснефть» начиная с 2014 года закупает пожарную технику российского производства. Совместно с российскими производителями налажен выпуск отечественных пожарных автопеноподъемников. Более 40 видов оборудования для систем пенного пожаротушения и пожарно-технического вооружения производится на Великолукском заводе «Транснефтемаш» АО «Транснефть – Верхняя Волга». Основными требованиями при выборе технических средств и систем пожаротушения является их надежность, отсутствие отказов, простота и удобство в эксплуатации, а также ремонтопригодность.

Какими силами и средствами для реагирования на пожары, аварии и чрезвычайные ситуации (пожарная охрана, в том числе ДПО, противофонтанные и аварийно-спасательные формирования и т. д.) располагают предприятия ПАО «Транснефть»? Какие планы существуют по оснащению и дооснащению указанных формирований?

В настоящее время на объектах ОСТ с резервуарными парками создано 127 подразделений пожарной охраны, из них 49 подразделений ведомственной пожарной охраны и 78 подразделений на договорной основе, в том числе 59 договорных подразделений ФПС ГПС. Общая численность подразделений пожарной охраны составляет более 5000 человек. На вооружении подразделений пожарной охраны стоит более 500 единиц пожарной техники, в том числе современная пожарная техника с насосами большой производительности – АЦ-100, АЦ-150 – и пожарные автопеноподъемники, обеспечивающие подачу пены низкой кратности на поверхность резервуаров с производительностью 100 л/с. Более чем на 200 объектах ОСТ без резервуарных парков созданы пожарные посты, обеспечено круглосуточное дежурство пожарной техники, созданы добровольные пожарные команды.

В соответствии с требованиями Федеральных законов 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в дочерних обществах ПАО «Транснефть» на базе СУПЛАВ, ЦРС, ЛАЭС и АРС создано 40 аварийно-спасательных формирований (АСФ), в том числе 16 на профессиональной основе. Общая численность спасателей АСФ 2679 человек, из них 687 человек на профессиональной основе.

Указанные подразделения имеют необходимую специальную технику для ликвидации ЧС на объектах МТ ПАО «Транснефть».

На объектах АО «Транснефть - Приволга» создано 14 подразделений пожарной охраны, из них 9 ведомственных пожарных команд и 5 подразделений на договорной основе (3 договорных подразделения ФПС ГПС). Общая численность подразделений составляет 419 человек, в боевом расчете подразделений находится 28 единиц пожарной техники (24 в резерве), из них 7 АЦ-150, 15 АЦ-100, 7 пожарных пеноподъемников. Создано два аварийно-спасательных формирования, в том числе одно на профессиональной основе.

Общая численность спасателей АСФ – 199 человек, из них 27 человек на профессиональной основе.

С какой периодичностью и посредством каких технических средств проводится диагностика линейных участков магистральных нефтепроводов? Какие недостатки при этом обнаруживаются и каким образом ликвидируются? Проводилось ли обследование участка нефтепровода, на котором произошла авария?

Для своевременного выявления всех низконадежных элементов объектов магистрального трубопроводного транспорта АО «Транснефть - Диаскан» систематически проводится техническая диагностика объектов трубопроводного транспорта, в том числе с применением внутритрубных инспекционных приборов (сна-рядов), таких как:

- многоканальный профилемер (обнаружение вмятин, гофр, овальностей, определение радиусов, на-правления изгибов и углов поворота трубопровода);

- дефектоскоп магнитный комбинированный (обнаружение трещиноподобных и коррозионных дефектов);

- прибор для определения положения трубопровода (определение пространственного положения трубопровода и измерение его перемещения в процессе эксплуатации);

- дефектоскоп комбинированный магнитно-ультразвуковой (обнаружение продольных трещин, дефектов продольных и поперечных сварных швов, рисок);

- дефектоскоп ультразвуковой УСК.03 (обнаружение коррозии, расслоений, рисок, смещений кромок поперечных сварных швов);

- дефектоскоп ультразвуковой для выявления произвольно ориентированных дефектов, обнаружения произвольно ориентированных трещин, рисок.

Принцип их действия основан на различных физических принципах неразрушающего контроля и предназначенных для обнаружения и измерения дефектов различных типов.

В соответствии с нормативными документами ПАО «Транснефть» диагностические обследования магистральных трубопроводов внутритрубными дефектоскопами проводятся не реже чем один раз в три-шесть лет. Магистральный нефтепровод Куйбышев – Тихорецк также был продиагностирован.

Какие инновационные технологические решения по обеспечению пожарной безопасности (систем пожаротушения, экстренного оповещения, эвакуации, огнезащиты и т. д.) используются на подведомственных вам объектах, какие применяются огнезащитные составы? Какими критериями руководствуется компания для выбора оборудования?

В соответствии с Концепцией развития противопожарной защиты объектов ОСТ ПАО «Транснефть» определены наиболее перспективные системы пожаротушения. В рамках реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности установок автоматического пожаротушения ПАО «Транс-нефть», прорабатываются следующие мероприятия:

- оснащение резервуаров для бензинов установками подслойного пожаротушения и переход на пенообразователь типа АFFF, доработанный для тушения спиртосодержащих бензинов;

- повышение устойчивости распределительных трубопроводов установок пожаротушения и установок водяного охлаждения к воздействию взрыва;

- разработка конструкций пеногенераторов, устойчивых к воздействию взрыва, а также с областью применения при пониженном рабочем давлении подачи раствора;

- разработка требований к пластиковым или композитным трубам и применение их в установках пожаротушения и водяного охлаждения.

В качестве основной системы пожаротушения для резервуаров на объектах ОСТ применяются автоматические установки подслойного или комбинированного пожаротушения с применением пенообразователя типа AFFF и автоматического водяного охлаждения.

Расскажите, пожалуйста, о деятельности компании в сфере научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности по обеспечению пожарной безопасности. Какие новейшие разработки появились в этой области?

На основе анализа противопожарного состояния объектов ОСТ Концепцией развития противопожарной защиты объектов организаций системы «Транснефть» предусмотрены мероприятия по совершенствованию систем противопожарной защиты, мобильных средств пожаротушения, организации профилактики пожаров и организации деятельности подразделений пожарной охраны.

Проводятся научно-исследовательские работы, совершенствуются нормативные документы ПАО «Транснефть» в области пожарной безопасности.

Основные направления в области новых разработок:

- проведение исследований по определению предельного значения вязкости нефти, при котором возможно использование установок подслойного пожаротушения;

- проведение исследований по повышению устойчивости трубопроводов установок пожаротушения к взрыву газовоздушной смеси;

- внесение изменений в нормы проектирования по оснащению резервуаров для бензинов установками подслойного или комбинированного пожаротушения;

- определение технических требований к модификациям пенообразователей типа AFFF для тушения высокооктановых бензинов;

- доработка конструкций разрывных мембран в установках подслойного пожаротушения для обеспечения их герметичности;

- модернизация автоматических установок дозирования пенообразователя АУДП-100, АУДП-150, применяемых на пожарных автоцистернах и автопеноподъемниках в организациях системы «Транснефть» в целях повышения надежности и эффективности применения систем дозирования.

Также разработаны «Рекомендации по тушению пожаров нефти и нефтепродуктов», которые определяют тактику тушения пожаров в резервуарном парке, исходя из наличия на объектах ОСТ современных мобильных средств пожаротушения, применения современного высокоэффективного пенообразователя типа AFFF, поддержания высокой тактической выучки личного состава подразделений пожарной охраны.

«Индустрия безопасности»
ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS