Наверх

О качестве нефти в системе магистрального транспорта ОАО «АК «Транснефть» и перспективах изменения качественного состава сырья, поставляемого на НПЗ РФ

Слайд 1. При поставках нефти по системе магистрального транспорта компания формирует качественный состав смеси нефти согласно двум нормативным документам - это ГОСТ 51858 и Схема нормальных технологических грузопотоков. Руководствуясь этими документами, компания поставляет около 15 сортов нефти на внутренний рынок и 6 сортов на экспорт. Процесс формирования смеси нефти в транспортных грузопотоках технологически взаимосвязан с ресурсной базой (качеством нефти разрабатываемых месторождений), объемами добычи, техническими характеристиками объектов системы магистрального транспорта и технологическими особенностями, оснащенностью процессами переработки нефти на НПЗ.

Последний вариант Схемы утвержден в 2010 году. Исторически такая концепция формирования грузопотоков сложилась в 70-е годы, т.е. еще в Советское время. Именно тогда был заложен (выделен) малосернистый грузопоток на Омский НПЗ для производства игольчатого кокса, на Волгоградский НПЗ и НПЗ Краснодарского края. Группа Уфимских НПЗ технологически строилась под переработку местной высокосернистой нефти, центральная группа НПЗ настроена под среднесернистые сорта нефти и т.д.

Слайд 2. Современная Схема грузопотоков эволюционно развивается, основываясь на старых принципах поставки нефти и, в тоже время, периодически пересматривается в Министерстве энергетики, отражая изменения ресурсной базы нефтяного сырья, ввод новых объектов экспорта и нефтепереработки и изменения транспортной инфраструктуры. Руководствуясь нормами «Схемы», в настоящее время Компания производит поставку нефти:

- сернистого класса качества на группу НПЗ Центрального и Северо-Западного регионов;

- сернистого и высокосернистого класса качества на группу Уфимских и Самарских НПЗ Приволжского федерального округа;

- малосернистого класса качества на группу НПЗ Южного, Дальневосточного и Сибирского федерального округа - это Волгоградский НПЗ, НПЗ Краснодарского края, Омский НПЗ и группа Восточных НПЗ (хотя норма до 0,75% фактически поставляется малосернистая нефть).

Слайд 3. Анализ качественных показателей нефти (ресурсной базы), за предшествующий период и прогнозные данные нефтяных компаний на 2013 год показывают устойчивую динамику по ухудшению качества нефти, принимаемой от грузоотправителей, так:

 - прирост высокосернистой нефти в 2013 году по регионам добычи (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская область) составил 4,9 млн тонн. За 10 лет (начиная с 2003 года) прием высокосернистой нефти увеличился на 28,2 млн тонн и достиг 77,5 млн тонн. Прогнозируется дальнейшее увеличение приема высокосернистой нефти в 2014 году на 2,5 - 3,5 млн тонн. Впервые разработка месторождений высокосернистой нефти начата в Тимано-Печорской провинции и Западной Сибири;

 - увеличилась доля нефти с осложненными реологическими характеристиками и аномальными качественными параметрами. Это нефти Ванкорского месторождения (Западная Сибирь), объем добычи которых достиг 21 млн тонн (с содержанием серы 0,15% при аномально высоком значении плотности - 876 кг/м3.). Выданы технические условия на подключение объектов добычи Русского месторождения (Западная Сибирь), которое имеет аналогичные показатели. Начат прием нефти Ярегского месторождения (Тимано-Печорская провинция), обладающей осложненной реологией и при стандартных условиях не транспортируется («не течет»);

 - увеличился прием нефти от грузоотправителей с высоким содержанием тяжелых металлов, с повышенным содержанием смол и асфальтенов, пониженным количеством нафтеновых углеводородов, которые помимо ухудшения товарных показателей, осложняют эксплуатационные характеристики транспортируемой нефти;

 - прогрессирует фактор «старения», выработанности месторождений. Так, увеличилась общая (средняя) «сернистость» и плотность, принимаемой от грузоотправителей нефти: по содержанию серы увеличение составляет в среднем на 0,01% в год, по плотности в среднем на 0,2 кг/м3 в год. Также факт увеличения плотности при приеме нефти в систему магистрального транспорта, является следствием работы промысловых (мобильных) установок по переработке нефти (мини-НПЗ). В результате совместной работы с Минэнерго РФ выявлен ряд компаний, имеющих промысловые мини-НПЗ, отбирающие легкие фракции нефти с последующей сдачей остаточного тяжелого компонента в систему ОАО «АК «Транснефть».

 Слайд 4. В анализе качества нефти, помимо природных и физических факторов, также следует учитывать коммерческие (экономические) интересы нефтяных компаний, связанные с увеличением переработки малосернистой нефти (либо ее отводом в экспортных направлениях) и снижением переработки высокосернистой нефти (или полным отказом от ее приема):

 - так, в 2012 году в результате целенаправленных действий по отводу легкой нефти Харьягинского месторождения на другие направления экспорта и переработку, минуя систему ОАО «АК «Транснефть», содержание серы в грузопотоке Уса - Ярославль увеличилось с 0,8 до 1,1% , плотность с 859 до 865 кг/м3;

 - отвлечение малосернистой нефти для обеспечения дополнительной поставки нефти на экспорт ВСТО и Китай, на Восточную группу НПЗ, Антипинский НПЗ, Омский НПЗ и НПЗ Кемеровской области - Анжерский НПЗ, Яйский НПЗ и другие НПЗ, не имеющие вторичные процессы переработки нефти, привело к снижению количества малосернистой нефти, вовлекаемой в грузопотоки западного направления;

 - новый НПЗ в Татарстане «ТАНЕКО», расположенный в регионе добычи высокосернистой нефти, должен был с 2013 года перейти на переработку высокосернистой нефти с содержанием серы до 2,33% (в количестве 7,0 млн тонн), а с 2016 года - до 3,5% (Приказ Минэнерго России № 635 от 27 декабря 2010 года). Однако, в связи с технологической неготовностью, НПЗ «ТАНЕКО» отказался от приема высокосернистой нефти до 2016 года.

Слайд 5. Уменьшился общий объем транспортировки сернистой нефти в западном направлении (Сургут - Полоцк, Нижневартовск – Курган - Куйбышев, Усть - Балык – Курган – Уфа - Альметьевск) суммарно с 217,5 млн тонн в 2009 году до 196,4 млн тонн в 2013 году;

 Увеличилось количество высокосернистой нефти, «подмешиваемой» в сернистые грузопотоки экспортного направления и НПЗ Центра и Поволжья: 2010 год – 53,2 млн тонн, 2013 год – 60,0 млн тонн.

Нефтяные компании, добывающие малосернистые нефти, заинтересованы в получении их с сохранением качества на экспорте и НПЗ. Из общего приема малосернистой нефти только около 10% идет на смешение в экспортные грузопотоки, остальная часть поставляется «в чистом виде» на НПЗ и экспорт.

В отношении высокосернистой нефти ситуация противоположная. Только около 22% высокосернистой нефти поставляется на переработку, остальная часть вовлекается в сернистые грузопотоки, увеличивая в них содержание серы и плотность.

С 2009 по 2013 годы увеличилось содержание серы в магистральных нефтепроводах Сургут – Полоцк с 1,15 до 1,25%, в Самара - Лисичанск с 1,6 до 1,73%, в Альметьевск - Горький с 1,75 до 1,9% и т.д.

Слайд 6. Все указанные тенденции изменения качественного состава, принимаемой от грузоотправителей нефти, соответственно отражаются на качестве нефти в конечных пунктах поставок (НПЗ, экспортные терминалы).

С 2007 года увеличилось содержание серы на:

- Московском НПЗ с 1,49 до 1,6%;

- Рязанском с 1,66 до 1,72%

- Ярославском с 1,41 до 1,53% (здесь ухудшение связано с отводом харьягинской нефти);

- НОРСИ с 1,55 до 1,7%

- Сызранский с 1,73 до 2,0%;

- Куйбышевский с 1,63 до 1,7% и т.д.

Слайд 7. В настоящее время Компания разработала новый проект Схемы грузопотоков на перспективу до 2020 года. Проект Схемы представлен в Министерство энергетики для утверждения. В схеме отражена динамика ухудшения качества и прогнозируемое повышение содержания серы по всем пунктам поставки в среднем на 0,1-0,15%.

Слайд 8. Учитывая динамику увеличения приема высокосернистой нефти и прогнозируя дальнейшее ухудшение качественных показателей, в настоящее время требуется консолидация совместных действий всех участников нефтяного сектора, как со стороны Минэнерго России, ОАО «АК «Транснефть», нефтяных компаний, так и со стороны профильных научно-исследовательских организаций и нефтеперерабатывающих предприятий.

Стратегической задачей является снижение доли высокосернистой нефти в грузопотоках западного направления (экспорт, НПЗ). Это возможно достигнуть путем увеличения объема переработки высокосернистой нефти на предприятиях, расположенных в регионах ее добычи и частичного перенаправления высокосернистой нефти на восточные направления (где в настоящее время имеется технологический «запас» по качеству).

Слайд 9. В качестве первоочередных мер по стабилизации ситуации, ОАО «АК «Транснефть» разработало целевую программу и считает необходимым выполнение следующих мероприятий, включающих:

 - со стороны ОАО «АК «Транснефть» - реализацию технических мероприятий по частичному перенаправлению высокосернистой нефти на восточное направление, перенаправление поставки высокосернистой осинской нефти на Пермский НПЗ, строительства систем компаундирования и смешения нефти на объектах компании с целью обеспечения поставки нефти заданного качества;

- со стороны нефтяных компаний - реконструкцию и модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий с целью увеличения объема переработки высокосернистой нефти на уфимской группе НПЗ - до 9,6 млн тонн в год, на самарской группе НПЗ - до 8,0 млн тонн в год и на НПЗ «ТАНЕКО» - до 7,0 млн тонн в год;

 - со стороны научно-исследовательских институтов - разработку новых технологических процессов для перевода нефтеперерабатывающих предприятий на переработку сырья с повышенным содержанием серы и плотности (в том числе и разработку новых технологий для производства специального вида топлив);

Следует еще раз отметить, что качественный состав нефти ухудшился, особенно резко - в последние годы. Прогнозные данные, представленные нефтяными компаниями, показывают, что такая динамика по ухудшению качества будет устойчивой. Поэтому нефтяным компаниям и нефтеперерабатывающим предприятиям необходимо обратить на это внимание, особенно в рамках действующих регламентов, устанавливающих повышенное требование к качеству топлив.

Считаем, что для решения проблемы, а также создания стабильных условий работы нефтяной отрасли, требуется технологическая реконструкция и модернизация нефтехимических производств, обеспечивающая поэтапный перевод нефтеперерабатывающих предприятий на увеличение объема переработки высокосернистой нефти и переработку нефтяного сырья с повышенными значениями плотности (содержания серы).

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS