Наверх

О качестве нефти в системе магистрального транспорта ОАО «АК «Транснефть»

 

Слайд 1. При поставках нефти по системе магистрального транспорта, Компания формирует качественный состав смеси нефти согласно двум нормативным документам это: нефтяной ГОСТ Р 51858 и Схема нормальных (технологических) грузопотоков. Руководствуясь этими документами, Компания  поставляет  около 15  сортов нефти на внутренний рынок (НПЗ РФ)   и  6 сортов  на экспорт.

Исторически такая концепция формирования качества нефти по Схеме грузопотоков  сложилась в 70-е годы, т.е. еще в Советское время. Именно тогда был заложен (выделен) малосернистой грузопоток на Омский НПЗ, на Волгоградский НПЗ, НПЗ Краснодарского края и на экспорт через порт Туапсе. Группа Уфимских НПЗ технологически строилась под переработку местной высокосернистой нефти, центральная группа НПЗ настроена под среднесернистые сорта нефти и т.д.

 

Слайд 2. Современная Схема грузопотоков  эволюционно  развивается,  основываясь на старых принципах поставки нефти, и в тоже время, периодически пересматривается в Минэнерго,  отражая  изменения ресурсной базы нефтяного сырья, ввод новых объектов экспорта и нефтепереработки и  расширение  транспортной инфраструктуры Компании.

Руководствуясь нормами Схемы грузопотоков,  в настоящее время, компания производит поставку нефти:

- сернистого класса качества  на  группу НПЗ Центрального и Северо-Западного регионов;

- сернистого и высокосернистого класса качества на группу Уфимских и Самарских НПЗ Приволжского федерального округа;

- малосернистого класса  качества на группу НПЗ Южного, Дальневосточного и Сибирского федерального округа-  это Волгоградский НПЗ , НПЗ Краснодарского края, Омский НПЗ  и группа Восточных НПЗ (хотя норматив составляет   до 0,75%, а  фактически поставляется малосернистая нефть).

 

Слайд 3. На экспортные направления согласно Схеме грузопотоков мы формируем  смеси нефти сернистого и малосернистого класса качества:

Приморск - 1,55%;

Дружба и Усть-Луга -1,7%;

Новороссийск – 1,5%;

Новороссийск (2) -0,6%;

Козьмино (ВСТО) -0,65%.

 

Слайд 4.   Анализ качественных показателей  нефти (ресурсной базы), за предшествующий период  и прогнозные данные  нефтяных компаний  показывают устойчивую динамику по ухудшению качества нефти, принимаемой от грузоотправителей,  так:

             - прирост  высокосернистой нефти в 2013 году  по регионам добычи (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Оренбургская область) составил 4,9 млн.тонн. Хочу обратить Ваше  внимание, что  за 10 лет (начиная с 2003 года)  прием высокосернистой нефти увеличился на 28,2 млн.тонн и достиг 77,5 млн.тонн. Прогнозируется дальнейшее увеличение  приема высокосернистой нефти в 2014 году на 3,5-4,0 млн.тонн. Впервые разработка месторождений высокосернистой нефти  начата  в Тимано-Печорской провинции и  Западной Сибири;

             - увеличилась доля нефти с осложненными реологическими характеристиками и  аномальными  качественными параметрами. Это  нефти Ванкорского месторождения (Западная Сибирь), объем добычи которых достиг 21 млн. тонн (с  содержанием серы 0,15% при аномально высоком значении плотности - 876 кг/м3.).  Выданы технические условия на подключение  объектов добычи Русского месторождения (Западная Сибирь), которое имеет аналогичные показатели. Начат прием нефти  Ярегского месторождения (Тимано-Печорская провинция), обладающие осложненной реологией и при стандартных условиях не транспортируется («не текут»);  

              - увеличился  прием нефти от грузоотправителей с высоким содержанием  тяжелых металлов,   с повышенным содержанием смол и асфальтенов, пониженным количеством нафтеновых углеводородов,  которые помимо  ухудшения товарных показателей, осложняют  эксплуатационные характеристики транспортируемой нефти; 

             - прогрессирует фактор «старения», выработанности месторождений. Увеличилась  общая  (средняя) «сернистость» и плотность,  принимаемой от грузоотправителей нефти.

 

 

Слайд 5. В  анализе качества нефти, помимо природных и  физических факторов, также  следует учитывать коммерческие  (экономические) интересы нефтяных компаний, связанные с увеличением переработки  малосернистой нефти (либо ее отводом в экспортных направлениях) и снижением  переработки высокосернистой нефти (или полным отказом от ее приема):

             - так,  в 2012 году в результате отвода  легкой нефти Харьягинского месторождения   на   экспорт (через порт Варандей)  минуя систему ОАО «АК «Транснефть»,  содержание серы  в грузопотоке  Уса-Ярославль  увеличилось  с  0,8  до 1,1% , плотность с 859 до 865 кг/м3;

             - отвлечение  малосернистой нефти  для обеспечения   дополнительной поставки нефти на экспорт ВСТО и Китай, на  Восточную группу НПЗ,  Антипинский НПЗ, Омский НПЗ и   НПЗ Кемеровской области -Анжерский НПЗ,  Яйский НПЗ и другие НПЗ, привело к снижению количества малосернистой нефти, вовлекаемой в грузопотоки западного направления.

 

Слайд 6. Уменьшился  общий  объем транспортировки сернистой нефти в   западном направлении (Сургут-Полоцк, Нижневартовск-Курган-Куйбышев, Усть-Балык – Курган – Уфа - Альметьевск)  суммарно с 217,5 млн.тонн в 2009 году до 196,4 млн.тонн в 2013 году;

Увеличилось количество высокосернистой нефти, «подмешиваемой» в  сернистые грузопотоки  экспортного направления  и НПЗ Центра и Поволжья:  2010 год – 53,2 млн.тонн, 2013 год – 60,0 млн.тонн.

Нефтяные компании, добывающие малосернистые нефти, заинтересованы в их получении  с сохранением качества на экспорте и НПЗ.  Из общего приема малосернистой нефти только около 10% идет на смешение в экспортные грузопотоки, остальная часть поставляется «в чистом виде» на НПЗ и экспорт.

В отношении высокосернистой нефти ситуация противоположная. Около 22% высокосернистой нефти поставляется на переработку, остальная часть  вовлекается в сернистые грузопотоки, увеличивая в них содержание серы и плотность.

С 2009 по 2013 годы увеличилось содержание серы  в магистральных нефтепроводах Сургут – Полоцк  с 1,15 до 1,25%,  в Самара-Лисичанск с 1,6 до 1,73%, в Альметьевск-Горький с 1,75 до 1,9% и т.д.

 

Слайд 7.  Все указанные тенденции изменения качественного состава,  принимаемой от грузоотправителей нефти,  соответственно отражаются на качестве нефти в конечных пунктах поставок (НПЗ, экспортные терминалы).

С 2007 года увеличилось содержание серы в нефти, поставляемой на НПЗ РФ:

- московском НПЗ с 1,49 до 1,6%;

- рязанском с 1,66 до 1,72%

- Ярославском с 1,41 до 1,53% (здесь ухудшение связано с отводом харьгенской нефти);

- НОРСИ с 1,66 до 1,74%

- Сызранский с 1,73 до 2,0%;

- Куйбышевский с 1,63  до 1,7% и т.д.

 

Слайд 8. С  2007 года ухудшилось качество нефти, поставляемой на экспорт:

Приморск с 1,32% до 1,44%

Новороссийск с 1,25% до 1,36%

Дружба с 1,41 до 1,60%.

 

Слайд 9. Учитывая динамику увеличения приема высокосернистой  нефти и   прогнозируя   дальнейшее  ухудшение качественных показателей, считаем, что в настоящее время требуется выработка конкретных мер по  снижению доли высокосернистой нефти,  поставляемой в грузопотоках западного направления, увеличение переработки высокосернистой нефти на внутреннем рынке  и  стабилизация   показателей качества нефти на экспорте и НПЗ РФ.

 

 

Слайд 10. В качестве первоочередных мер,  ОАО «АК «Транснефть» разработало и начало реализацию целевой программы по стабилизации и улучшению качества нефти, В плане Компании разработаны и реализуются проекты по:

-  частичному перенаправлению высокосернистой нефти из региона Башкирии в направлении  восточных грузопотоков с поставкой нефти по системе ВСТО;

- строительству и реконструкции  систем компаундирования и смешения нефти;

-  строительству и переоснащению химических лабораторий, блоков измерения качества и  других технических объектов системы  контроля и управления качеством нефти.

В настоящее время Компания реализует в рамках инвестиционной  программы   пять крупных проектов  по строительству станций смешения и компаундирования нефти на НПС: Самара, Кротовка, Калейкино, Пермь  и Горький.

 

Слайд 11. Начата реализация проекта по  перенаправлению высокосернистой нефти из  Башкирии на  восточное направление с поставкой нефти по системе ВСТО.   Здесь  поясню подробнее.  Частичное (в количестве около 4,0 млн.тонн) перенаправление  высокосернистой нефти на ВСТО  совершенно не означает, что по ВСТО будет  транспортироваться высокосернистая нефть. Смесь ВСТО не пострадает. На сегодняшний день содержание  серы в потоке составляет 0,50%, норматив по Схеме грузопоток -0,65%.  Резерв по качеству есть. В смесь ВСТО  будет производиться дозированную подкачку  высокосернистой нефти до содержания серы в грузопоток ВСТО не более 0,65%. Подкачка будет строго контролироваться специальными автоматизированными системами контроля  и смешения нефти  с гарантированным содержанием серы в системе ВСТО и порту Козьмино – не более 0,65%.

ПАО «Транснефть» Карта сайта RSS